Псков, Палаты Постникова.

Выставка "Лики прошлого. Возвращение".

2022 год.

 

Псков, Палаты Постникова. Выставка "Лики прошлого. Возвращение".

 

Псковский музей-заповедник.

Служба реставрации Псковского музея.

В 2022 году службе реставрации Псковского музея-заповедника исполнится 50 лет. Это подразделение начало свой путь развития в 1972 году, когда в музей пришёл выпускник Ленинградского среднего художественного училища, художник-реставратор масляной живописи Евгений Михайлович Григораш (1945-2011 гг., в музее с 1972 по 1979 гг.). С 1979 года начала работать в Псковском музее художник-реставратор Н. М. Ткачёва, в 1980 г. служба реставрации получает статус сектора, а в 1988 её преобразуют в отдел.

Всю жизнь работал в музее художник-реставратор мебели, деревянной скульптуры и резьбы «Заслуженный работник культуры» Николай Александрович Гаврилов (1956-2013 гг., в музее с 1977 г.), опыт и квалификацию реставратора приобрели в отделе реставрации Псковского музея специалисты, успешно работающие в настоящее время в других организациях: Людмила Анатольевна Огнева, ставшая руководителем реставрационной лаборатории ГАПО (в отделе реставрации музея работала в 1989-2000 гг.) и Сергей Александрович Салмин, реставратор Археологического центра Псковской области (в отделе реставрации музея работал в 1998-2006 гг.), а также мастер кузнечного дела, руководитель «Кузнечного двора» при музее Евгений Васильевич Вагин.

Потребуется много времени, чтобы перечислить всё сделанное реставраторами Псковского музея за 49 лет существования его реставрационной службы. Но среди прошедших через руки реставраторов музейных экспонатов есть такие, которые не только радуют взгляд посетителя, пробуждая его эстетическое чувство, но оказывают заметное влияние на формирование исторической памяти, благодаря им история родного города становится более близкой, яркой и понятной.

В 1984 году в связи с подготовкой новой экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, встал вопрос о перемещении диорамы «Форсирование реки Великой» из здания Н. Ф. Фан-дер-Флита в большой зал нового корпуса музея, отведённый для экспозиции.  Заведующий отделом советской истории Анатолий Николаевич Филимонов и «ас» военной истории Антонина Михайловна Соколова обратились к реставраторам. По проекту Н. М. Ткачёвой диорама была демонтирована, её конструкция, картинная и объёмная части перемещены в новый зал. Весь коллектив отдела реставрации участвовал в укреплении, очистке и монтаже картинной и объёмной частей. Впоследствии реставраторы неоднократно выполняли необходимые консервационные работы на этом объекте.

В 1999-2003 годах в рамках подготовки новой исторической экспозиции реставраторами Н. М. Ткачёвой и М. И. Владыкиным была осуществлена сложная реставрация иконы «Сретение Богородицы» 1784 года. На этой огромной (около 8 кв. м) иконе мы видим панораму Пскова и его окрестностей, изображение чудесных событий явления Пресвятой Богородицы и очень подробные изображения непосредственно осады Пскова войском Стефана Батория, а также Крестного хода, учреждённого в 1601 г., и часовни Владычного Креста, поставленной на пути Крестного хода, для которой и была написана икона «Сретение Богородицы». В процессе реставрации живопись была освобождена от поздних грубых наслоений, записей и потемневшей олифы, искажавших очертания изображений и колорит иконы. Изображения многих архитектурных объектов приобрели первоначальный вид, некоторые, ранее совсем скрытые записями, выявлены.

Эта икона, самая поздняя, написанная на сюжет Сказания о видении Дорофея, - не только выдающийся памятник иконописи, увековечивший образ древнего Пскова, но и неиссякаемый документальный источник сведений по его архитектуре, топографии, истории.

После проведения реставрационных мероприятий в экспозицию в 2003 году вошли многие уникальные экспонаты: деревянная чаша Архиепископа Нифонта XII-XIII вв., XVI-XVII вв., украшенная серебряным убором (реставратор Н. М. Ткачёва), икона «Святые благоверные князья Всеволод-Гавриил, Борис и Глеб» нач. XVII в. (реставратор М. И. Владыкин), бронзовый хорос XV-XVI вв., (реставратор Н. Н. Серова), деревянная полихромная скульптура «Святой Николай Чудотворец» XVII в. (реставратор Н. А. Гаврилов), керамические погребальные урны X-XI вв. и костяные гребни XIV-XV вв., найденные при раскопках (реставратор Н. М. Ткачёва).

Долгие годы длилась реставрация Евангелия 1748 года из Покровской церкви с. Знахлицы. Это Евангелие, изданное в XVIII столетии возвращено к жизни стараниями реставратора Веры Сулеймановны Григораш. Евангелие представлено в витрине четвёртого зала выставки. В 2005-2012 годах выполнена комплексная реставрация уникального документального памятника – Таможенной книги Пскова XVII в. (288 листов) (реставратор В. С. Григораш).

Благодаря деятельности службы реставрации были осуществлены такие масштабные мероприятия, как создание экспозиций «Живопись древнего Пскова» и «Художественное серебро» (1988 г.) и последующие их реэкспозиции, осуществлявшиеся неоднократно в период 1992-2016 гг.; участие музея в эпохальной выставке «Живопись Пскова XII-XIV вв.» (ГТГ, Москва, 1990 г.); экспонирование нескольких выставок музея за рубежом (1990-1996 и 2004 гг.); создание исторической экспозиции, большая часть экспонатов которой была отреставрирована в период её подготовки (1999-2003 гг.), экспонирование уникальной выставки «Драгоценный убор русских икон», сформированной И. С. Родниковой (2010 г.), создание экспозиции «Западноевропейское искусство XVI-XIX вв. (2010 г).

В 2010-2011 гг. в Лувре в ходе международного проекта – «Святая Русь» также участвовали знаменитые псковские иконы, ныне показанные на выставке «Культура и искусство Древнего Пскова»: «Рождество Христово с избранными святыми», вторая половина XV в. (реставратор Н. М. Ткачёва); «Богоматерь Оранта Мирожская», 80-е гг. XVI в.

В прошедшее десятилетие в музей поступили крупные коллекции живописных и графических работ ХХ в. Экспонирование таких произведений часто требует срочного реставрационного вмешательства. Благодаря трудам художников-реставраторов Псковского музея псковичи и гости города познакомились с творчеством Элия Белютина. Монументальные произведения его кисти поступили в музей в 2012-2016 гг. значительным событием стала юбилейная выставка художника А. Аникеёнка (2016 г.).

Своеобразным отчётом псковских реставраторов являются выставки серии «Новые открытия псковских реставраторов» (2013 и 2016 гг.). В 2016 году была закончена реставрация иконы XVI в. «Встреча Святых Иоакима и Анны» (реставратор М. И. Владыкин), икона представлена в рамках выставки «Новое открытие псковских реставраторов» в зале экспозиции «Культура и искусство древнего Пскова».

На завершающем этапе процесс раскрытия большеформатной иконы XVI в. «Спас в Силах» (реставраторы Н. М. Ткачёва, М. И. Владыкин). Продолжается работа с памятниками, требующими сложной научной реставрации: живописной крышки Евангелия «Распятие» XV в., иконы «Св. Иулиания» XIV в., иконы «Богоматерь Знамение» XVI в. и иконы «Св. Параскева Пятница» XVI в. (реставраторы Н. М. Ткачёва, М. И. Владыкин, представлена во втором зале выставки). Эти памятники древнерусской живописи должны войти в новую экспозицию, которая будет сформирована после окончания ремонта и реконструкции Поганкиных палат. Продолжается реставрация объёмной нумизматической коллекции, найденной при раскопках сезона 2016 года (реставратор Н. Н. Серова).

Напомним, что в настоящее время в отделе реставрации работают шесть сотрудников: начальник отдела Серова Наталья Николаевна, - художник-реставратор предметов из металла (работала реставратором в Новгородском Государственном музее-заповеднике, с 2003 по 2008 гг. – в отделе реставрации Псковского музея, потом в музее – заповеднике «Кижи», в 2016 г. вернулась в Псковский музей-заповедник); художник-реставратор Ткачёва Наталья Михайловна (с 1979 г.) и художник – реставратор Владыкин Михаил Иванович (с 1996 г.); художники – реставраторы Милованова Галина Алексеевна (с 1978 г.), Григораш Вера Сулеймановна (с 1983 г.) и Колосовская Юлия Юрьевна (с 2010 г.), специализирующиеся на реставрации графики, архивных и библиотечных материалов.

Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.

Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И. Э. Грабаря в 2018 году исполнилось сто лет. Он был основан в непростое время, в переломный исторический период. Известный художник, блестящий искусствовед, попечитель Третьяковской галереи Игорь Эммануилович Грабарь как никто другой понимал, каким рискам подвергается сохранность шедевров, составляющих суть национальной культуры. Его усилиями были созданы Центральные реставрационные мастерские в рамках Государственной коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины, которые со временем выросли в реставрационный центр всероссийского масштаба, где дают новую жизнь экспонатам, выполненным во всех существующих техниках и материалах.

Вклад Игоря Эммануиловича Грабаря в сохранение и развитие государственного музейного фонда сложно переоценить. Он создал государственную единую систему выявления, учёта и охраны культурного наследия и вместе с соратниками заложил основы научной реставрации, главные принципы которой стали своеобразным «кодексом реставратора» и не теряют своей актуальности. Эта разработка единых методологических принципов реставрации художественных произведений, раскрытие авторской живописи от поздних записей и наслоений с обязательными научными исследованиями, документальной и фотографической фиксацией всех этапов реставрационного процесса. Благодаря И. Э. Грабарю и его первым сподвижникам, реставрация из «дополнительного» занятия художников и ремесленников превратилась в самостоятельную специальность, требующую не только художественного образования, но и неукоснительного следования нормам профессиональной этики. Результатом их работы стало формирование уникальной российской реставрационной школы, которая продолжает развиваться, используя новые научные исследования и технологии.

За сто лет существования государственных реставрационных мастерских было отреставрировано более ста тысяч произведений искусства и более сорока тысяч получили атрибуцию в отделе экспертизы.

Направление реставрации тканей возникло в 1919 году, это одна из самых первых мастерских Центра. Реставрационная мастерская работает с самыми разнообразными видами музейного текстиля, в том числе с древнерусскими пеленами и шитьём, церковным облачением, военными знамёнами и штандартами, бытовым и праздничным народным и городским костюмом, шалями и платками, коврами и гобеленами, веерами и куклами. Такой широкий охват различных видов музейных экспонатов, состоящих не только из тканей, но и из бумаги, дерева, металла, кожи, кости, иногда с живописным или графическим декором возможен благодаря тесным контактам с другими мастерскими Центра имени И. Э. Грабаря. Однако приоритетным направлением работы мастерской по-прежнему остаётся реставрация самых ценных памятников художественного текстиля – древнерусского лицевого шитья.

Традиция публичного показа результатов реставрации была заложена самим Грабарём в 1918 году. Этой многолетней традиции следует один из старейших музеев России в год своего 145-летнего юбилея. Благодаря обширному опыту сотрудничества, в очередной раз подчёркивая важность научного подхода и профессионального диалога для развития реставрации, выставочный проект «Лики прошлого. Возвращение.» позволит зрителям познакомиться с уникальными произведениями религиозного искусства, впервые представленными широкому кругу зрителей.

Кафедра реставрации живописи института имени И. Е. Репина.

Кафедра реставрации живописи института имени И. Е. Репина.

Учебная мастерская реставрации произведений живописи была открыта в 1971 году по решению Президиума Российской академии художеств на базе факультета живописи. В 2021 году ей исполняется 50 лет.

Первыми руководителями мастерской стали выдающиеся реставраторы-практики М. Н. Марков (1971 г.) и А. Б. Бриндоров (1972-1973 гг.), которые заложили основы высшей реставрационной школы. В 1973-1976 годах мастерской руководил Л. Н. Ильцен, воспитанник эрмитажной реставрационной школы. В эти первые годы определился характер профессионального образования в мастерской, в основе которого лежит тесное сотрудничество с музеями и реставрационными учреждениями.

С самого начала теоретические и практические занятия по этим направлениям начинают вести молодые специалисты Ю. Г. Бобров и А. Б. Алёшин (1945-2009), художники-реставраторы и искусствоведы, окончившие незадолго перед тем факультет теории и истории искусств института. В 1977 году, накануне первого выпуска дипломированных художников-реставраторов, руководителем мастерской стал известный ленинградский живописец и специалист в области истории техники и технологии живописи профессор М. М. Девятов. С его приходом в рамках факультета живописи произошло фактическое объединение мастерской реставрации живописи и лаборатории техники живописи, которую М. М. Девятов возглавлял до своего нового назначения. За длительный период (с 1977 по 2009 год), когда Михаил Михайлович руководил мастерской реставрации живописи, произошло становление системы академического образования художников-реставраторов: сформировались учебные программы и курсы, определились критерии качества образования. При мастерской была создана лаборатория физико-оптических исследований, которая теперь оснащена самым современным оборудованием для экспертизы и исследования произведений живописи в процессе реставрации. Мастерская получила признание в музейном мире и в профессиональной среде, где поначалу опыт высшего образования реставраторов был воспринят скептически. Выпускники Института вместе с дипломом стали получать квалификационную категорию, присваиваемую комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры. А в последние годы мастерская получила лицензию Министерства культуры РФ на ведение научно-исследовательских и реставрационных работ в области консервации и реставрации живописи.

Выпускники мастерской успешно работают во многих музеях и реставрационных организациях по всей стране, в том числе в Эрмитаже, Русском музее, в музее-заповеднике «Павловск», в Музее истории религии, ГМИИ имени А. С. Пушкина, ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря; в музеях и реставрационных центрах Польши, США, Германии, Франции, Израиля и Китая. Они принимают участие в реставрации многих объектов по всей России, например, в грандиозных проектах последних лет – реставрации Морского Никольского собора в Кронштадте, Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Псковский музей-заповедник сотрудничает с Санкт-Петербургским академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Российская академия художеств) уже почти полвека. В советские времена студенты института проходили в Пскове практику, вдобавок ещё с 70-х годов реставрационная мастерская академии начала восстанавливать псковские памятники. Всего за это время студентами Академии художеств под руководством профессоров было отреставрировано более 450 произведений искусства.

Псков, Палаты Постникова. Выставка "Лики прошлого. Возвращение".-2

«Лики прошлого. Возвращение». Иконы, деревянная полихромная скульптура, лицевое шитьё из фондов хранения Псковского музея XV-XIX вв. в палатах Постникова.

Выставка посвящена одной из основополагающих сторон жизни музея, который призван нести ответственность за сохранение культурного опыта общества, наследия поколений. В связи с этим, реставрация памятников является важнейшей из его задач, так как Псковский музей – один из крупнейших музеев Северо-Запада и богатство его фондов в значительной степени определяет его статус и авторитет. Выставка представлена в пяти залах палат Постниковых (памятнике гражданского каменного зодчества рубежа XVII-XVIII вв.), освещает значительный временной отрезок с XV по XIX век, особое внимание уделяя XVII столетию – эпохе, вместившей в себя великое разнообразие явлений, переплетение разнонаправленных потоков жизни и творчества. В результате такого усложнения и напряжения всей русской жизни, письменных свидетельств и произведений искусства этого века, дошло до нас во много раз больше, чем тех, что были созданы в более ранние эпохи. Памятники истории и культуры этого периода фиксируют переход от Средних веков к Новому времени.

За последние четыре десятилетия в научный обиход вошло много новых памятников псковского искусства – памятники лицевого шитья, немалое количество икон, рукописных и печатных изданий, что продолжает расширять круг знаний о культуре не только средневекового города, но и Пскова в эпоху петровских преобразований. Эту линию повествования с опорой на памятники материальной культуры, пусть и весьма немногочисленных из представленных на выставке, можно проследить вплоть до XIX века.

Сегодня, благодаря многолетнему сотрудничеству музея с реставрационными мастерскими: Академии Художеств (Санкт-Петербург), ВХНРЦ имени И. Е. Грабаря (Москва); службе реставрации Псковского музея-заповедника, в фондовом хранении музея накопилось достаточное количество памятников иконописи, лицевого шитья, декоративно-прикладного искусства, не известные широкому кругу зрителя.

Поводом для начала работ по формированию выставки послужил пример грандиозной реконструкции палат купцов  Постниковых, которые по окончании строительных работ в 2019 году вошли в состав объектов Псковского музея и значительно увеличили возможности показа фондовых коллекций.

До сегодняшнего дня коллекция псковского музея представлена преимущественно иконописными памятниками XVI века. Этот факт отражает фондовый состав коллекций музея, среди которых наиболее полно собрание псковской иконописи XVI века. Традиционно складывалось, что в первую очередь реставрации подвергались памятники наибольшей древности. Этот подход являлся следствием положения дел в искусствоведческой науке в связи с изучением особенностей псковской школы иконописи. В публикациях последней четверти XIX и начала ХХ века псковская иконопись упоминается вскользь, а редкие воспроизведения отдельных памятников показывают их под поздними записями. Исследователи признают лучшими псковские иконы, написанные во второй половине XV и на рубеже XVI-XVII вв., именно они привлекают исследователей своей яркой и самобытной иконографией, художественной образностью и мощной духовной силой.

Предметный ряд новой выставки даёт отличную возможность намного разнообразнее, чем это было сделано раньше, показать искусство XVII века и на немногочисленных примерах, в последних двух залах разместить памятники XVIII-XIX вв., как иллюстрации произошедших изменений Нового времени.

Выставка «Лики прошлого. Возвращение» естественным образом дополняется залом, в котором представлен выставочный проект «Выставка одной иконы. Святая Троица с предстоящими избранными святыми», посвящена возвращению иконы после реставрации в Санкт-Петербургской Академии Художеств в 2009-2020 гг. История бытования иконы, развитие иконографии Святого Александра Невского в связи с всеобъемлющими изменениями, проникшими во все области жизни русского человека в XVII на рубеже XVIII веков, расширяет тематическое наполнение следующих пяти залов.

 

«Страшный суд».
Середина XV века, Псков.
1460-е.

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е.

Происхождение не установлено.

Поступила в Псковский музей в 1920-х гг.

Реставрирована в 2003-2007 гг. в институте имени И. Е. Репина РАХ Т. Антимовой, А. Вострецовой, А. Макаровой, Л. Юниной.

 

«Страшный суд».
Середина XV века, Псков.
1460-е.
Фрагменты.

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 1.

 

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 2.

 

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 3.

 

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 4.

 

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 5.

 

"Страшный суд". Середина XV века, Псков. 1460-е. Фрагмент 6.

 

... 2 3 4 5 6 7

 

ПСКОВ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: